Стихи 8 класса по литературе

План-конспект урока по литературе 8 класс на тему: Стихи и песни о Великой Отечественной войне скачать бесплатно Социальная сеть работников образования Главные вкладки План-конспект урока по литературе 8 класс на тему: Стихи и песни о Великой Отечественной войне «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» Конспект урока по литературе в 8 классе Радькова Анна Александровнаучитель русского языка и литературы второй категории Старотомниковского филиала МБОУ Устьинской СОШ Моршанского района Тамбовской области Сценарий литературно-музыкальной композиции «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» Цель: формирование представления о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны. Оборудование и реквизит: записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, проектор, компьютер, презентация с репродукциями картин: Ноябрь 1941 года», Тоидзе плакат «Родина-мать зовет! Никич «Военные корреспонденты», Пластов «Фашист пролетел», Коржев «Проводы»; фотографии писателей, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Требования к помещению и оформлению: классная комната Музыкальное сопровождение: фонограммы песен «Катюша», «Белорусский вокзал», «Дороги»; аудиозаписи песен «Соловьи», «Священная война», «Враги сожгли родную хату». Целевая группа: обучающиеся 6 - 8 классов Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне. Лебедев-Кумач 1943 Ученик 1. Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня. Выразительное чтение наизусть стихотворения Давида Самуиловича Самойлова «Сороковые» Сороковые, роковые, Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные. И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку… А это я на полустанке В своей замурзанной ушанке, Где звёздочка не уставная, А вырезанная из банки. Да, это я на белом свете, Худой, весёлый и задорный. И у меня табак в кисете, И у меня мундштук наборный. И я с девчонкой балагурю, И больше нужного хромаю, И пайку надвое ломаю, И всё на свете понимаю. Как совпало — Война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало И лишь потом во мне очнулось!. Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, А мы такие молодые! Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжелое время? Песни далеких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. В исполнении обучающихся звучит песня «Священная война». В песнях военных лет сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность Русского солдата. Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжелых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига. В своих воспоминаниях-мемуарах Маршал Советского Союза Баграмян писал: «У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира… И всегда песня достигала своей благородной цели: звуки ее и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали ее своей, родной, кровной помощницей». А вот слова Александрова, автора музыки к песне «Священная война»: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева… С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею — песни…» Ученик 6. Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад…», «В лесу фронтовом…», «Враги сожгли родную хату…». Звучит песня «Враги сожгли родную хату…». Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село, но пафос песни трагический: прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы…Потрясение воина-победителя огромно. И вместе с солдатом слушатели смахивали слезу… С душевным напряжением пели исполнители эту песню, как, например, Бернес, передавая боль от утраты, от потерь близких, самых дорогих людей, боль, которая была поистине всеобщей. Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша». Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин-пограничник. О пограничниках в эти годы Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша». Скорее всего, потому, что в ней оказались счастливо сплавлены лучшие песенные качества — музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного многим: обращение девушки к возлюбленному, полное любви к нему, заботы о. Обучающиеся исполняют песню «Катюша». В песенных стихах Исаковского, очень народных в своей основе, с характерными для русского фольклора сравнениями например, любимого с сизым орломс лаконичным и поэтически образным описанием весенней природы — столько светлого ощущения жизни, звонкой радости, а мелодия Блантера — яркая, запоминающаяся, танцевально-маршевая по ритму, озорная - полна при этом такой лирической силы, такого обаяния, что не полюбить «Катюшу» было просто невозможно. И люди полюбили. Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты в суровую военную годину грозное оружие. Композитором было написано множество прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей нашей планеты, как эта простодушная, улыбчивая, милая «Катюша»! Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексея Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки», - писал о феноменальной песенности стихов Фатьянова поэт Михаил Матусовский. В 1942 году поэт Фатьянов и композитор Василий Соловьев-Седой создают песни «На солнечной поляночке» и «Соловьи». Маршал Георгий Константинович Жуков назвал «Соловьев» одной из лучших песен военной эпохи. Поэт-фронтовик Михаил Луконин вспоминал: «Как мы пели «Соловьи, соловьи…»! А как замечательно пел он сам Фатьянов — помню слезы на глазах Твардовского». Из-за школьной парты ушел добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своем творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы — о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики…», «Песенка о пехоте» и. Выразительное чтение стихотворения «Песенка о пехоте» Простите пехоте, что так неразумна бывает она: всегда мы уходим, когда над землею бушует весна. И шагом неверным по лестничке шаткой спасения нет … Лишь белые вербы, как белые сестры, глядят тебе вслед. Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны Булат Окуджава написал песню «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая, и слушают они ее и поют со слезами на глазах. Исполнение песни «Белорусский вокзал». Слова и музыка Интересна судьба песни «Дороги», как бы подытожившей события военных лет. Авторам была заказана песня «Весна победная». Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно теплую и сердечную песню-раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся на поле боя. Маршал Советского Союза Жуков назвал «Дороги» в числе трех лучших военных песен — рядом со «Священной войной» и «Соловьями». Минули годы и десятилетия… Но и сейчас и ветераны, и молодежь с глубоким волнением обращаются к песням, помогавшим громить врага, песням, запечатлевшим пафос и величие огненных лет Великой Отечественной войны. Список использованной литературы 1. Универсальные поурочные разработки по литературе 8 класс. По теме: методические разработки, презентации и конспекты В презентации рассказывается о поэтах-фронтовиках и произведениях, которые они создавали на фронте. Наверное, есть среди сегодняшнего молодого поколения те, кто считает, что за те шесть с половиной десятилетий, которые прошли после войны, произошло немало других мировы. Цель урока: Познакомить со значением поэзии в годы Великой Отечественной войны. Задачи урока:Продолжить формирование умений школьников анализировать интерпретировать художественный текст. Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино. Сценарий литературно-музыкальной композиции предназначен для обучающихся 8 класса. Может помочь при подготовке не только к урокам литературы, но и к урокам истории. Структурная карта к уроку литературы "Стихи и песни о Великой Отечественной войне" для учащихся предполагает самостоятельную работу с параграфом учебника и текстами в нем. Разработка содержит конспект урока литературы на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне". Урок рассказывает о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны, показывает, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.